БОЯЗИТОВА Т.Д., СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА
БАЗАРОВ В. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА
Проблема изучения роли отца на разных этапах становления личности сына является особенно актуальной сегодня, когда на представление об отцовстве уже более не влияет социалистическое прошлое, и идёт активный поиск ответа на вопрос о полноценном статусе отцовства как полимодальном феномене.
Важные аспекты отношений ребёнка (в особенности сына) с отцом долгое время оставались вне поля зрения психологов. В преобладающем большинстве случаев именно мать выступала основным объектом исследования при анализе процесса воспитания ребёнка и формирования его как личности.
Значительный вклад в изучение отцовской роли был внесён учёными психоаналитического направления. Таким образом, отцовская фигура в модели З.Фрейда является одной из центральных в «эдиповой ситуации», и одновременно с этим — более сложной и амбивалентной, нежели мать, — а эдипов комплекс – главным узловым моментом всей метапсихологической конструкции ортодоксального психоанализа.
«Из всех образов детства, которые, как правило, не помнятся, ни один не бывает настолько важным для юноши или мужчины, насколько важен образ его отца… Маленький мальчик обречён любить своего отца и восхищаться им как самым сильным, добрым и мудрым созданием на свете». Как пишет Э.Клэр, идеальный образ отца люди обычно видят в создателе всего живого на Земле – Боге. Но этот отец воплощает много противоречий, которые у большинства людей также проявляются в их борьбе за статус хороших родителей. С одной стороны, Бог прощает все людские грехи и дарует им спасение. С другой – он жестокий и всесильный судья, способный наказать человека за грехи. Также отец видится как первостепенный нарушитель инстинктивной жизни ребёнка: он становится не только моделью для подражания, но и тем, от кого нужно избавиться, чтобы занять его место. Подобные противоречия находят своё отражение в современном отцовстве, когда во взаимоотношениях с детьми отец проявляет как любовь, так и агрессию. «Впоследствии благожелательные и враждебные импульсы по отношению к нему присутствуют у человека бок о бок, часто до конца жизни, без того чтобы одни пересилили другие. Именно в таком совместном существовании противоположных чувств заключается существенный характер того, что называют эмоциональной амбивалентностью».
Роль отца по мере взросления сына меняется, кумулируется. Э.Эриксон, Дж. Снарей и Дж.Котр в своих исследованиях подробно разработали термин «генерирование». Дж.Снарей пишет о так называемых «генеративных отцах», последовательно выполняющих следующие роли: отец, давший жизнь детям (биологическое генерирование), заботящийся о них (родительское генерирование) и передающий социальный опыт (социальное генерирование). Данная концепция основывается на модели личностного развития, предложенной Э.Эриксоном. Достигнув зрелого возраста, человек противостоит стагнации стремлением проявить себя в воспитании детей.
Восприятие отца уже на раннем этапе онтогенеза определяет психологические особенности младенца, поощряет его автономию и независимость. В свою очередь, на этапе формирования Я-концепции с восприятием подростком отца связаны такие его собственные психологические характеристики как самоотношение, самопривязанность.
Юношеский возраст является тем периодом онтогенеза, когда у молодых людей формируется мировоззрение, происходит самоопределение, формируется идентичность. Очевидно, что именно фигура отца представляется одной из ключевых в формировании личности молодого человека.
В рамках проведенного на базе Восточно-Европейского Института Психоанализа исследования была поставлена цель – изучить связь представлений об отце и личностных особенностях молодых мужчин (средний возраст 20 лет).
В эмпирическом исследовании были использованы 3 психодиагностические методики: 1. Опросник Т.Лири для диагностики представлений о собственном отце и представлений о самом себе; 2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста; 3. Тест М.Куна «Кто Я?» для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Обработка результатов опросника Лири позволила разделить всех испытуемых на две группы. В первую вошли юноши, у которых «образ Я» и «образ отца» наиболее схожи (по всем шкалам). Во вторую группу вошли испытуемые с большими различиями в показателях восприятия себя и отцовской фигуры. Первую группу условно назвали «юноши с высокой степенью идентификации с отцом». Юноши обеих групп высоко оценили властность, независимость собственных отцов, но эти характеристики отцов в первой группе выше.
Анализ личностных особенностей юношей в двух группах позволил выявить, что молодые люди из первой группы отличаются самоконтролем, эмоциональной уравновешенностью, умеренной самокритикой.
Для исследования взаимосвязей между изучаемыми показателями проводился корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В центре плеяды в 1 группе оказался показатель «сотрудничающий отец», который положительно связан с такими чертами личности юноши, как аккуратность, самодостаточность, привязанность, эмоциональная комфортность и самоуважение.
Показатель «властно-лидирующий отец» связан с показателем аккуратность; показатель «ответственность отца» связан с «самодостаточностью» сына.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что такие качества отца как способность к кооперации и дружелюбие, проявление ответственности, при выраженных властно-лидирующих способностях позволяют сыну укрепить собственное самоуважение, самодостаточность, аккуратность.
Анализ корреляционных связей во 2 группе выявил одну из центральных характеристик отцов – «властно-лидирующий», которая положительно коррелирует с такими личностными особенностями юноши как пластичность, теплота, уважение других и отрицательно коррелирует с самоконтролем. Репрезентация отца как покорно-застенчивой фигуры коррелирует с доминированием как чертой личности юноши.
Таким образом, выявлены противоречивые тенденции в восприятии отца и личностных особенностях сына. Можно предположить, что для юношей, не идентифицирующих себя с отцом, характерно восприятие его как противоречивой, возможно, непоследовательной фигуры. Тогда некоторые личностные качества могут быть сформированы в качестве компенсаторных механизмов, или интроецированы от другой значимой фигуры (дяди, деда, наставника, тренера и др.)
Изучение характеристик идентичности у юношей из двух группы позволило выявить частоту встречаемости 4 типов идентичности. За основу классификации взята типология Э.Эриксона: внешне-обусловленная, приобретённая и заимствованная идентичность. Также на основании уже полученных ответов теста «Кто Я?», был выделен тип идентичности – неопределённая.
В 1 группе чаще всего встречается заимствованная идентичность (45%), внешне-обусловленная (34%), приобретённая (20%) и неопределённая (1%).
Во 2 группе также на первом месте по частоте встречаемости заимствованная (40%), затем – приобретённая (25%), внешне-обусловленная (20%) и 15% — неопределённая идентичность.
Таким образом, неопределённость в отношении статуса идентичности в большей степени характерна для юношей, не идентифицирующихся с отцовской фигурой.
Проведённое исследование позволило подтвердить гипотезу о наличии связи личностных особенностей юношей и статуса их идентичности с особенностями восприятия отцовской фигуры.
Литература
Авдеева Н.Е. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте/ Дошкольное воспитание №3, 2005. С101-106. №5, 2005. С 110-117.
Клэр Э. Мужчина в роли отца / Мужчины: кризис маскулинности // Пер. с англ. Малахова А.О.
Коряков Л.И. Эволюция родительских образов в психоанализе // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2002. вып. 3. С. 101-123.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.